ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «Об упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. 

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. 

Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения. 

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена . Однако часто  на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Эти вопросы задают очень часто в храме и  в паломнической поездке  среди паломников эти  вопросы не являются редкими. Это  вопросы не только  тех, кто впервые пришел в храм, но к счастью и те, кто наконец-то задумался о смысле этого привычного действия. 

Господь наделил апостолов не только правами, но и возложил на них обязанности и полномочия. Апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего…  «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1). 

Святой апостол Иаков говорит всем христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14). 

Конечно же помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви. Церковная молитва — эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). 

В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. 

И мы с Вами хотим, чтобы о наших близких так же помолились священники, которым дано на это право и власть, самим Господом. Мы подаем поминальные записки на поминовение за Божественной Литургией. Можно сделать вывод, что записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Будьте внимательны и старайтесь избегать суетливости и небрежности там, где она недопустима.

«Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников»-святитель Дмитрий Ростовский.

Записка «О здравии»
Подавая записку «О здравии», мы просим помолиться не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Записка «Об упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела. Внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

В какой период службы лучше всего подавать записки? 
Чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 9.00 утра), 
потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента — до Херувимской песни, а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание богослужений) или рано утром, до начала службы. 
О ком можно подавать записки?
Любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— усопших, причисленных к лику святых:
•    например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
— убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать записки о них, 
о них следует молиться дома.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: 
Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь  припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.
В начале записки следует изобразить восьмиконечный крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».
Порядок написания имен в поминальных записках: pominanie-lite
— желательно – разборчивым почерком, лучше всего – печатными буквами;
— имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
— имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
— все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
•    если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении. Это имя и следует упоминать в подаваемой вами записке;
•    если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
•    если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
— если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. 
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке (это относится и к запискам «О здравии», и к запискам «Об упокоении»):
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
•    патриарха  …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена ….,  иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона ….,  иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
•    младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
•    отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян (сначала мужские имена, а затем женские):
•    ваши родители;
•    свое имя;
•    имена членов вашей семьи, близких и родных;
•    имена ваших благодетелей;
•    если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
 
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).
Дополнительная информация, по написанию записок: 
— не указываются:
•    фамилии и отчества,
•    звания и титулы,
•    степени вашего родства;
— не пишется «старица»/«старец», а  указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
— в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
•    воина;
•    болящего — (болящ.);
•    путешествующего – (путеш.);
•    заключенного – (закл.).

— в записках «О здравии» не пишут:
•    заблудшего – (забл.);
•    страждущего – (стражд.);
•    озлобленного – (озлоб.);
•    учащегося – (учащ.);
•    скорбящего – (скорб.);
•    беременной (непраздной) – (непразд.).
— в записках «Об упокоении» не пишут:
•    убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего
.
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках: 
— в записках «Об упокоении» добавляют:
•    новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
•    приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
— о единоразовом поминовении (молебен, проскомидия, панихида);
— о поминовении на срок: полугодие (сорокоуст).
Записки подаются для поминовения: 
— на проскомидии.  Подается записка:
•    «О Здравии»,
•    «Об упокоении»; 
— на молебне.  Подается записка:
•    «О Здравии»; 
— на сорокоусте. Подается записка:
•    «О Здравии»,
•    «Об упокоении»; 
— на панихиде.  Подается записка:
•    «Об упокоении».

Уважаемые, братья и сестры!

Кто не имеет возможности посетить наш Храм Всех Сибирских Святых, но желает заказать требы: «О здравии», «Об упокоении» и «Сорокоуст», то можете разместить заявку на нашем сайте. Здесь указаны примерные пожертвования за требы.
Обращаемся к вам с убедительной просьбой, в связи с тем, что в храме Всех Сибирских Святых ещё не окончено строительство, то нам очень нужны Ваши пожертвования.

Пожертвовать за требы можно денежным переводом на карту Сбербанка:

Реквизиты для перечисления: номер карты Сбербанка   —   4276 1808 8128 3344

Однодневные записки на Божественную Литургию  

o-zdravii2 ob-upokoenii2

Записки на длительный срок (полугодовые)

Не крещенных в Православной вере и самоубийц в записках писать нельзя!

proskomidiya

Что такое записка «на проскомидию»? И  что значит «простая» и «заказная» проскомидия?

Проскомидия — это предваряющая часть Божественной литургии.


Проскомидия (греч. приносить) — первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой («квасный») пшеничный, вино — красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй — частица в память Богородицы, из третьей — девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии — Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой — в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.


Проскомидия состоит в приготовлении хлеба и вина для совершения таинства Причащения. Слово Проскомидия значит принесение. Так называется первая часть Литургии потому, что в это время древние христиане приносили в храм всё нужное для совершения Литургии.Хлеб необходимый для совершения Литургии называется просфорой, что значит приношение. Просфора — это чистый пшеничный круглый хлеб, состоящий из двух половинок — верхней и нижней. Эти две половины просфоры означают две природы в Господе Иисусе Христе: Божескую и человеческую. На верху просфоры ставится печать в виде креста с надписью: ИС. ХС. НИ. КА. Это значит: Иисус Христос Победитель.


Для совершения Литургии требуется пять просфор, в воспоминание чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Спасителю повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Иоан. 6:22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора — Агнец, по слову Апостола, «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо как все причащаются от одного хлеба» (1 Кор. 10:17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников. Кроме пяти просфор для совершения проскомидии требуется вино. Вино должно быть виноградное красное, которое по своему виду может служить напоминанием крови.


Проскомидия совершается так: священник, подойдя к жертвеннику, выбирает одну просфору, вырезывает из ее середины четырехугольную часть в величину печати и кладет её на дискос. Эта часть называется Агнцем и изображает Господа Иисуса Христа. Затем священник надрезает крестообразно Агнец снизу доверха, в правую сторону Агнца вонзает копьё и вливает в чашу приготовленное вино с водой. Это символизирует то время, когда воин вонзил копьё в ребро Господа Иисуса Христа и из ребра потекла кровь и вода.


Из второй просфоры вынимается небольшая треугольная часть в честь Пресвятой Богородицы и кладется на св. дискос, по правую сторону Агнца. Из третьей просфоры вынимаются девять частей в честь следующих святых: 1) Предтечи Христова Иоанна, 2) Пророков, 3) Апостолов, 4) Святителей, 5) Мучеников, 6) Преподобных, 7) Бессребреников, 8) Праведных Иоакима и Анны и 9) св. Иоанна Златоуста или Василия Великого, смотря потому, которого из сих святителей совершается Литургия. Эти девять частей полагаются на дискосе по три в ряд с левой стороны от Агнца. Из четвертой просфоры священник вынимает две части о здравии и спасении живых людей, а из пятой за умерших. Части из просфор как за живых, так и за умерших кладутся на дискос пред Агнцем.


Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию»,  священник вынимает частицу.; в это время прочитываются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор, и в конце Литургии погружаются в животворящую Кровь Христову с молитвою «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». По вере Церкви грехи христиан за которых вынуты частицы омываются на Литургии Кровью Христовой.


В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей. В этом отличие проскомидии от молебна — на котором можно поминать имена даже некрещеных и инославных.


Расположение на дискосе частиц вокруг Агнца символизирует нам то, что Агнца Божия, Иисуса Христа всегда окружает вся Его Церковь небесная и земная.


Проскомидия оканчивается покрытием дискоса и чаши. Это покрытие совершается так: священник, совершив проскомидию, берет звездицу и, прикрыв ею поданное дымящаяся кадило, ставит ее на дискос, затем покрывает звездицу и дискос одним малым покровом, а чашу другим малым покровом, поверх их полагает одну большую пелену-воздух. После этого священник кадит приготовленные дары и молит Господа помянуть всех, принесших эти дары и тех за кого они принесены. По прочтении молитв священник произносит отпуст. Этим оканчивается первая часть Литургии — Проскомидия.


При совершении Проскомидии священные предметы и действия имеют особое символическое значение: дискос знаменует ясли, звездица — Вифлеемскую звезду. Покровы и воздух символизируют и пелены при Рождестве Христовом, и плащаницу при Его погребении. Потир-сосуд — ту чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос. Приготовление Агнца — рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Кадило и ладан — подарки, принесенные волхвами и душистые мази, принесенные Никодимом при погребении Господа.


«Простая» и «заказная» записка на проскомидию или литургию (обедню), может отличаться в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» — когда за имя человека вынимается частица и на проскомидии, и еще раз поминается на самой Литургии гласно.


В нашем храме деления на «простые» и «заказные» нет. Все записки, в том числе и поданные онлайн на сайте, поминаются на Литургии дважды, кроме дней, когда гласного поминовения усопших по Уставу не положено.

Молебен


Молебен – богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. Молебны бывают благодарственные и просительные.

Просительный молебен совершается по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, постигшая болезнь, стихийные бедствия, освящение воды, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.).


Благодарственный молебен
— это благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием. Каждый христианин должен не только просить у Бога дома и в храме потребных ему для души и тела благ, но и благодарить Его за оказанные благодеяния также и келейно, и в церкви.


Довольно часто заказывают благодарственный молебен после успешного проведенного дела, операции, выздоровления от болезни, сдачи экзамена и в день своего рождения, как благодарение за прожитый год.


Очень важно не забывать благодарить Господа всегда, даже в трудные минуты. Об этом сказано в отрывке из Евангелия, который читается на благодарственном молебне, когда Господь исцелил десять прокаженных, а благодарить Господа вернулся только один из них, остальные девять пошли своей дорогой, не оглядываясь. Не такая ли, по словам свт. Феофана Затворника, пропорция и теперь — один к десяти? Неблагодарность причисляются к тяжким грехам? В послании Апостола сказано: «В последние дни люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны». А вот что о значении благодарности пишет святой преподобный Амвросий Оптинский: «Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за нами в жизнь будущую».


Молебен «о путешествующих»
заказывают и перед поездкой, и когда она только планируется, и во время поездки. В этом молебне мы призываем помощь Господа и Ангела Хранителя уберечь нас от несчастий, катастроф и просим благословение на достижение цели самой поездки. При оформлении записки надо написать «Молебен о путешествующих».

zapiska-moleben
Молебен на благое дело
служится для призвания помощи Божией перед началом любого важного для вас дела, если оно, конечно, благоприятно Богу. Такие молебны можно заказывать для благополучного разрешения родов, благополучного свершения хирургических операций, постройки дома, благополучной покупки автомобиля и т.д. При оформлении записки пишем «Молебен на благое дело».


В молебне «о болящих» участвуют молитвы других людей участников молебна, т.е. совершается соборная молитва о выздоровлении. При оформлении записки пишем «Молебен о болящих»


В различных житейских обстоятельствах принято обращаться к определенным угодникам Божиим. Так молебны о здравии заказывают перед иконой целителя и великомученика Пантелеймона, а чтобы избавиться от алкогольной зависимости, обращаются к мученику Вонифатию. К  Святителю Николаю Мир-Ликийскому чудотворцу молятся во всякой нужде, наипаче  о путешествующих.

  • Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии.
  • Преподобному Серафиму Саровскому – во всякой нужде.
  • Преподобному Сергию Радонежскому  –  для помощи в учебе.
  • Святым мученикам Гурию, Самону и Авиву — в семейных неурядицах.
  • Преподобному Симеону Верхотурскому — при болезнях ног, от тяжелых и продолжительных болезней глаз.
  • Блаженной Ксении Петербургской и Матроне Московской — в самых разных тяжелых житейских обстоятельствах.
  • Мученику Иоанну Воину за тех, кто находятся в темницах и заточении.
  • Святой Анастасии Узорешительнице — о своих лишённых свободы родных
  • Святым великомч. Киприану и мч. Иустине — от темных сил и колдунов.
  • Георгию Победоносцу молятся о покровительстве православных воинов и армии, о покровительстве государства.
  • Молебен может служиться и всем другим святым  угодникам Божиим.

В нашем храме можно тоже подать записку на молебен.

Сорокоуст2

Что такое сорокоуст?

Сорокоуст — это заказное поминовение о здравии или об упокоении на Божественной Литургии в течение 40 дней (т.е. 40 Литургий). Временные рамки обусловлены тем, что Господь вознёсся на небо спустя 40 дней после Воскресения. Это число часто можно встретить в Писании, оно всегда отсылает к некому подвигу, например, столько лет иудеи странствовали по пустыне, столько дней постился Спаситель после Крещения в Иордане, столько же дней строгого поста понадобилось Моисею, перед тем, как получить Скрижали Завета.


Сорокоуст
— это жертвоприношение Богу. Поминание совершается во время Проскомидии в алтаре, при изъятии частиц из просфор за тех, за кого подавались записки (не путать с пятью особыми богослужебными просфорами). Происходит следующее: специальным ножом (Копием) с треугольным лезвием священником изымается небольшая часть просфоры, и, начиная со слов: «Помяни, Господи…», читается каждое имя, указанное в записке. Эти частицы кладутся на дискос (специальное блюдо на подставке) вместе с другими частицами, вынутыми из богослужебных просфор, и все они обозначают единую Церковь Христову. Вот почему так важно не просто заказать сорокоуст, а самим участвовать в Литургиях. Ведь что такое сорокоуст без собственно нашей молитвы? Это простая лишь формальность, а вовсе не единение, в то время как сорокоуст – это дело общее, значит, и молиться полагается вместе.


В конце Литургии, после Святого Причастия, в потир — сосуд, из которого причащались, погружаются прежде вынутые частицы. Тем самым, верующие, живые ли, усопшие, за которых мы заказываем сорокоуст, омываются Пречистой кровью Христа и получают благодать от приносимой на Престоле очистительной жертвы.


Сорокоуст о упокоении

Сорокоуст – это одна из самых значительных треб по желанию и усердной вере близких о поминовении православного человека, особенно по его кончине. Ветхозаветный обычай молиться о новопреставленных в течение 40 дней был воспринят Церковью ещё Первыми Апостолами. Лучше заказать сорокоуст о упокоении в день самой смерти. Согласно православному учению, в течение этого отрезка времени душа трижды является на поклон к Богу, ей показываются райские обители и ад. Такие молитвы воздаются, чтобы помочь душе усопшего одолеть тёмные силы и во время прохождения воздушных мытарств (преград, через которые должна пройти душа, перед тем, как явиться к Престолу Божьему на частный суд). На сороковой день душа возносится на поклонение Богу в третий раз, именно в этот момент решается её участь и место пребывания вплоть до Судного дня. Сама душа уже ничего изменить не может, а только уповает на наши молитвы.


Сорокоуст о здравии

Если с сорокоустом об упокоении всё ясно, то что такое сорокоуст о здравии? А это не что иное, как участие человека в Божественной жизни в соприкосновении с Богом. Заказывать сорокоуст стоит в моменты, когда требуется восстановить душевные силы, кода человек болен физически, либо, когда кто-то причинил зло, и вы молитесь о своём смирении и об исправлении злых намерений этого человека.


Ещё раз, говоря о том, что такое сорокоуст, подразумеваем не магию, не метод исполнения желаний, а соборное участие в жизни церкви посредством Литургии, следовательно, это большие усилия и труд.


Заказать сорокоуст можно в любое время, передав записку с именами тех, о ком просите помолиться, за алтарь или за свечной ящик. Однако следует помнить, что в Великий пост полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям.


В нашем храме можно тоже подать записку на сорокоуст «О здравии» и «Об упокоении».

Панихида

Что это такое?

Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения а так же схожа с утреней. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом: «Благословен еси, Господи…» и читается псалом 50-й. Поется канон, который разделяется малыми ектениями. После канона читается трисвятое, Отче наш, тропари и ектения, после которой бывает отпуст.


Перевод слова «панихида» с греческого языка означает «всенощное пение». Христиане первых веков в условиях гонений могли проводить богослужения только в уединенных местах причем чаще всего — ночью.


Эта служба может проводиться до и после отпевания в третий, так как Христос воскрес на третий день после своей смерти, девятый — одидая того, чтобы душа усопшего была приближена к девяти ангельским чинам, сороковой день — потому что Спаситель в сороковой день вознесся своей пречистой плотью на небо, после кончины или в другое время по просьбе родных и близких. Душа каждого усопшего после смерти проходит мытарства, поэтому в это время его душе необходима молитва. Панихида помогает душе облегчить переход в загробную жизнь. В это время суток так же прощались с телами усопших и мучеников. Останки мучеников полагались в пещеры или отдаленные дома, в которых затем пелись псалмы и к началу утра совершалось захоронение. Это богослужебное последование над умершим именовалось панихидой, или по-другому — всенощным бдением. Поэтому служба об усопшем стала называться панихидой.


Большое значение для души усопшего представляет молитва, которая совершается до отпевания в храме или в нескольких храмах и монастырях. Пока тело умершего человека лежит мертвым, его душа проходит духовные испытания, которые в церкви называются мытарствами. Исходя из этого душа имеет острую нужду в заботе близких, которая выражается в молитве, милостыни и добрых делах в честь умершего. Во время совершения панихиды в храме все присутствующие держат в руках зажженные свечи, которые выражают любовь и ту молитву, которая проистекает из их сердец.


Панихида — текст службы


Существо молитв панихиды состоит в обращении к Господу с просьбой простить согрешения умершего и даровать его душе упокоение и Царство Небесное. В текстах панихиды, Церковь обращает внимание на то, как душа умершего восходит на суд Божий, как она со страхом предстоит на суде, открывая свои согрешения перед Господом. Церковь говорит об основном законе божественного суда — это милосердие. Панихида завершается словами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память!» «Эти слова, — говорит святой Симеон Солунский, — дар и завершение всего, они отсылают усопшего к наслаждению Богом и передают душу и тело умершего Богу». Молитвословия панихиды приносят облегчение душе умершего, а также и для самих молящихся.


Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии, однако, по мнению некоторых богословов такая практика не имеет оснований в Уставе Православной Церкви. После Литургии вообще не должны совершаться какие-либо богослужения. Поэтому предлагается служить панихиду до Литургии или после вечернего богослужения.


Вселенские панихиды — родительские субботы


Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь совершает в определенное установленное время поминание всех усопших православных христиан, тех, кто был настигнут внезапной смертью и не был напутствован в будущую вечную жизнь молитвой Церкви. Такие панихиды называются вселенскими, дни, когда они совершается — вселенскими родительскими субботами. К этим дням относятся:


Суббота мясопустная.
Следующее за ней мясопустное воскресенье посвящается духовному размышлению о Страшном суде. Молитва об умерших в эти дни приносит им большую пользу. Спасение души может осуществиться только в Церкви, членами которой являются живущие, а так же и все усопшие. Единение с ними через молитву является выражением нашей любви.


Суббота Троицкая.
Поминовение всех усопших христиан определено и в субботу перед праздником Пятидесятницы, потому что сошествием Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, в котором принимают участие и умершие. Молясь в день Пятидесятницы, Церковь просит, чтобы для умерших благодать Господня стала источником радости и блаженства, так как Духом Божиим «всяка душа живится». Поэтому суббота накануне праздника посвящается молитве об усопших. Святой Василий Великий, который составил молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит, что Господь более в этот день благоволит принимать моления об усопших христианах и даже о «иже во аде держимых».


Дмитриевская родительская суббота
названа так в честь святого Дмитрия Солунского. Установление поминания усопших в этот день принадлежит Дмитрию Донскому, который совершив после куликовской битвы поминовение павших воинов, установил совершать это поминовение ежегодно 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать всех усопших.


Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста.
В период Великого поста Церковь призывает всех верующих быть в единстве с живыми и умершими, совершать в определенные дни молитвы о них. Субботы этих недель определены для поминовения умерших так как в седмичные дни Великого поста заупокойные богослужения не совершаются (к ним относятся: сорокоусты, заупокойные ектении, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня после смерти), потому что полная Литургия не проводится ежедневно, а с совершением этого богослужения связывается поминовение умерших. Чтобы не лишить усопших христиан молитвы Церкви в дни Великого поста и были выделены эти субботы.


В нашем храме можно тоже подать записку на панихиду.

podat-zapisku-1


(910)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *