Неделя  1-я  Великого поста.  Торжество Православия


Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник — Торжество Православия, созданный в память о том дне, когда Православная Церковь отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон, зародилось вместе с первыми христианами. 


25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, в храме Всех Сибирских Святых настоятель иерей Игорь Кочкин совершил Божественную Литургию свтятителя Василия Великого


По окончании Божественной литургии на середине храма иерей Игорь совершил чин Торжества Православия. 

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир (Недели Торжества Православия, глас 2)

В завершение Богослужения настоятель Игорь поздравил верующих с завершением первой седмицы Великого поста и праздником Торжества Православия и обратился к молящимся с проповедью;

«Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы с вами празднуем Торжество Православия. История этого праздника связана с иконоборчеством, но вообще первые три века — период тяжелейших гонений на христиан. На Церковь Христову обрушилась вся грозная машина Римского государства, издавались вердикты, которые обязывали преследовать христиан. Многое делали и не принявшие, распявшие Христа иудеи, часто подстрекали народ, возбуждая против христиан. Язычники также делали всё, чтобы возбудить ненависть к христианам. Ложь, клевета, ненависть, злоба — всё перемешивалось, и лилась кровь христианская на аренах цирков, христиан сжигали и преследовали.


Удивительное дело: распяли Христа и осталась маленькая горстка Его последователей — всего 12 апостолов, потом 70. И в наше время трудно представить, как возможно с таким количеством завоевать практически весь мир, особенно в условиях, о которых я говорил выше. Гонения, ненависть, машина государственная, законы — всё было против христиан, а они шли на смерть и проповедовали. Их сжигают на кострах, а они говорят: «Есть Христос, Который воскрес, Он наш Истинный Бог». Вера проникает и в народные массы, и во дворцы. В христианство обращаются те, кто гнал Христа — в том числе, иудеи, как это было с апостолом Павлом, из гонителя ставшего ревнителем и великим проповедником. 


Целый век тех, кто почитал иконы, преследовали. Кто преследовал? Те, кто называл себя православным: гонителями были и патриархи, и епископы, которые думали, что творят правду и защищают истину. Глубоко заблуждались. Феофан исповедник Начертанный, стойкий защитник почитания икон, настолько был жестоко мучим, что на его лице были написаны, выжжены его церковные гимны, с которыми он и умер, не отступив от Христа. Известно много иных случаев стойкости мучеников, не отрекшихся от икон…


Но всё же наступила истина: после VII Вселенского Собора восторжествовало Православие, установлено иконопочитание. Позже было решено определить первую Неделю Великого поста днём Торжества Православия. 


Бог непобедим. Некогда 12 апостолов пронесли истину о Христе, и хотя 2 000 лет христиан гнали, мы живы! Весь XX век в нашей стране были жесточайшие гонения на Церковь. 


Бог поругаем не бывает! Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26) И Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Так оно и есть. И ныне мы слышим слова Христа: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32).


В день Торжества Православия, вновь и вновь прославляя Спасителя, Царицу Небесную, святых угодников Божиих, останемся верными чадами Православной Церкви. Будем славить Бога, дабы в день оный могли услышать глас Спасителя: войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). Аминь».

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 1-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)


Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. 


За что мы любим Православие и Православную Церковь? В дни Своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил около Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо приблизил к Себе апостолов. 


Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов — первые руководители этой Церкви, ее пастыри и учители. 


Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство, но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям “надлежит быть” (1 Кор. 11, 19), чтобы явились “искусные”, то есть наиболее правоверные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов.


С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский Символ веры, который мы слышим в наших храмах за каждой Божественной литургией.


Этот символ с 842 года Святая Церковь особо торжественно провозглашает в день Торжества Православия, то есть в сегодняшний день в особом молебном чине словами: “Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди”.


Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит в себе все, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании.


Эту веру свято чтили и защищали на Церковных Соборах и в своих творениях святые отцы и учители Церкви. Ею они (святые отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой.


Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы “яже к животу и благочестию”, она называется еще правоверием или Православием.


Как видим, братие и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов, святых отцов Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих — мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.


Этой верой спасались и все наши благочестивые предки, завещав нам, как зеницу ока, хранить эту веру и спасаться ею. Называется наша вера Православной еще и в отличие от веры католиков и протестантов, отклонившихся от единого ствола веры апостольской, отеческой, Православной.


Существеннейшая черта нашего Православия заключается в том, что христианство для него является не теорией, а самой жизнью во Христе, по заветам евангельским и церковным установлениям.


Основу этой веры составляет сердечная, глубокая, живая вера в Живого Триипостасного Бога — Творца неба и земли, Вездесущего, Всевидящего, Всемилостивого, всегда готового нас обличить (через укоры нашей совести), и прийти к нам на помощь (через нашу молитву), и ниспослать благодать любви и прощения (через Таинства).


Второй основой нашего Православия является вера в Иисуса Христа как Сына Божия и Искупителя мира. Вера в то, что Он вместе со Святым Духом (и не без участия Отца Небесного) и призывает, и освящает, и просвещает, и умудряет нас ко спасению, соединяясь с нами в Таинстве Святого Причащения.


Третьей основой нашей Православной веры является вера в будущую, загробную жизнь, в единство Церкви земной и небесной, в ходатайство за нас Богоматери и всех угодников Божиих.


Четвертой основой являются наша христианская любовь, братство и милосердие друг ко другу как членов единой семьи, единого тела — Церкви Христовой.


Пятой основой является она сама — эта Церковь Христова, ее Священное Предание, ее установление, богослужение. Таинства, обряды, творения святых отцов, постановления и правила Вселенских и Поместных Соборов и весь многовековой благодатный опыт жизни во Христе и ее руководства ко спасению своих верных чад. Зиждительной силой Церкви является Дух Святой, со дня Пятидесятницы живущий в ней. Всем нам, братие и сестры, полезно время от времени проверять себя, православны ли мы, удовлетворяем ли требованиям, предъявляемым нам Матерью-Церковью. Остановимся несколько подробнее на значении для нас, для нашего спасения Святой Православной Церкви. Посмотрите, как она (Православная Церковь) помогает нам в нашем спасении. Она освящает наше появление в мир Таинством Крещения, сопровождает нашу жизнь благодатными дарами других Таинств и молитв. Напутствует нас в мир иной своими дивными песнопениями, разрешительными молитвами и благословлениями. Вся жизнь наша — от колыбели до могилы — проходит под ее святым руководством и благословением. Особо ощутительно ее значение в общественной молитве (в храме) и в руководстве нашей духовной жизнью.


Это она, благолепно украшая наши дивные храмы святыми иконами, располагает нас к молитвенному возношению наших душ и сердец ко Господу Богу. Это она услаждает, духовно питает и захватывает наши души глубоким смыслом и стройностью своих богослужений. Это она освящает и укрепляет благодатию своих молитв и Таинств наши немощные, сиротливые души.


Это она же выделяет для нас на каждой неделе особые дни (среду и пятницу) для поста и покаяния. В течение года выделяет особые времена — четыре поста для той же цели.


Вот уже прошла неделя, как мы вступили во дни святой Четыредесятницы.


Православная Церковь все делает для того, чтобы душа наша дрогнула и затрепетала в эти великие святые дни, чтобы почувствовала мерзость своей греховности и воспламенилась жаждой очищения, обновления, освящения.


Покаянными великопостными службами, их трогательными напевами, молитвами, коленопреклонениями она (Святая Церковь) зовет нас к покаянию и примирению с Богом. Ни в какое другое время Господь не бывает так близок к нашей скорбной душе и страждущей совести, не “стучит” так в наше сердце (Откр. 3, 20), как именно в эти святые дни.


И все мы знаем, что, только строго проведя Великий пост, только очистив, освятив свою душу покаянием, мы встретим радостно и торжественно и Пасхальную ночь, когда обновленная и воскресшая душа наша со всей вселенной ликующе запоет гимн воскресшему Спасителю и не будет знать, где она находится — на небе или на земле.


Кто создает и создаст для нас это невыразимое блаженство, эту небесную радость? Это все она — наша Православная Церковь, носительница и хранительница нашего Православия.


Будем же, возлюбленные братие и сестры, как наши благочестивые предки, хранить наше Православие, будем жить и спасаться им и с честью носить великое имя православного христианина. Аминь.
 


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

11 марта 2006 г.

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *