Начало Великого поста. Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского

«Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления» 


В первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах Великое Повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского. Начинается служба так: «Благословен Бог…» обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона преподобного Андрея Критского.


Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты.
Начинается он текстом, обращенным ко Христу: 
“Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?” — с чего же начать каяться, ведь это так трудно.


В храме Всех Сибирских Святых (ежедневно, с 19 по 22 февраля 2018 года) эти проникновенные покаянные Богослужения (Великое повечерие) совершал настоятель храма иерей Игорь Кочкин. 


Ежедневно на протяжении первой недели Великого поста настоятель храма совершал еще и утренние Богослужения, которые начинались в 08.00 часов, а Великое повечерие начиналось — в 17.00 часов.


Ежедневно, по окончании каждого богослужения отец Игорь призывал прихожан чаще посещать храм во время Великого поста, постараться посетить все службы с покаянным каноном святого Андрея Критского.


В четверг первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия батюшка обратился к прихожанам со словами пастырского наставления: «Сегодня мы все еще полны решимости до конца выдержать это испытание. Но человек так устроен, что доброго, которого он хочет, он не делает, а злого, которого он не хочет, он делает, как об этом сказал апостол Павел. Дело в том, что человек есть существо материальное и духовное одновременно – в нем плотское и духовное постоянно борются. Преподобный Андрей Критский в своем каноне сравнивает человека с древними израильтянами, которых Моисей вывел из Египта, а они все время вспоминали египетский плен. Так и мы все время живем с памятью о грехе, с памятью о плотских наслаждениях. Дай Бог, чтобы пост помог всем нам в борьбе со своим грехом, чтобы научил ограждать себя от лукавых помыслов и от житейской суеты».

Канон назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.


Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».


Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).


Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его».


Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).


Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества. 

(14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *