«Воспоминание Адамова изгнания накануне Великого поста». Неделя сыропустная


В последнюю подготовительную неделю перед Великим постом Святая Церковь вспоминает страшное событие грехопадения: человечество утратило рай, единство с Богом и друг с другом, гармонию с тварным миром. Воспоминание Адамова изгнания установлено святыми отцами в это время, чтобы показать, насколько полезно человеческой природе лекарство поста. 


Адам ослушался Бога, не сохранил данную ему заповедь и уступил чреву, и, тем самым, навлек на себя и на весь род человеческий смерть. Но человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в путь к небесному отечеству.


18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную, Воспоминания Адамова изгнания и в день отдания праздника Сретения Господня, в храме Всех Сибирских Святых настоятель харам иерей Игорь Кочкин совершил Божественную Литургию. Накануне вечером было совершено Всенощное бдение с елеопомазанием.


По окончании Божественной Литургии настоятель Игорь приветствовал верующих с воскресным днем и напомнил, почему накануне Великого поста Церковь вспоминает событие Адамова изгнания:

«Мы должны помнить о том, что потеряли, имея все то, что Бог нам дал. Какую радость богообщения имел первый человек! Он лицом к лицу беседовал с Господом, он наслаждался всей полнотой тех божественных дарований, которые Господь излил на него. Ему была дана свободная воля, а символом верности служило только одно условие: не вкушать плода от древа познания добра и зла. В последнюю подготовительную неделю перед Великим постом Святая Церковь вспоминает страшное событие грехопадения: человечество утратило рай, единство с Богом и друг с другом, гармонию с тварным миром. Воспоминание Адамова изгнания установлено святыми отцами в это время, чтобы показать, насколько полезно человеческой природе лекарство поста. 


Это напоминание накануне святого поста Церковь предлагает нам не как однодневное, но касающееся всего постного поприща, чтобы мы имели побуждение размышлять о своей жизни, ценили то, что Бог дает нам, не растрачивали зря, но сохраняли, созидали свое целомудрие, свою целостность по крупицам, возрождали себя как чада Божии. Сегодня мы унесем в сердце своем из храма эту память о трагических последствиях поступка первого человека и о великой милости, которую излил Господь на нас, дав нам Сына Своего единородного, чтобы верующие в Него имели жизнь вечную.


Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-21)» .

Отец Игорь призвал помнить, что пост не должен быть формальным, большое внимание стоит уделять исправлению своих греховных привычек и страстей, а не только ограничениям в пище. В завершение проповеди батюшка пожелал всем собравшимся провести с пользой для души время поста и с радостью встретить светлый праздник Воскресения Христова.

«Вступая в Великий пост, мы должны приложить все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу и вырваться из плена своих страстей. Мы должны восплакать о своей душе, подобно Адаму и Еве, изгнанным из рая, и отвергнуться греха» .


В завершение богослужения иерей Игорь пожелал всем помощи Божией и преподал всем свое Божие благословение.

Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Из­гнан­ный из рая, ве­ли­ким пла­чем пла­кал Адам о том, что по­те­рял вла­ды­че­ство в ми­ре и, утра­тив цар­ское до­сто­ин­ство, стал ра­бом. Ве­лик был плач Ада­мов. Отец все­лен­ной, он в раю знал сла­дость люб­ви Бо­жи­ей, и по­то­му, ко­гда был из­гнан из рая за грех и ли­шил­ся люб­ви Бо­жи­ей, горь­ко стра­дал и с ве­ли­ким сто­ном ры­дал на всю пу­сты­ню.


В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­след­нее вос­кре­се­ние пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ет еще на­зва­ние «Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния». Со вре­ме­ни из­гна­ния Ада­ма из Рая, каж­дый че­ло­век в этой жиз­ни пе­ре­жи­ва­ет «из­гна­ние из рая», но каж­дый хо­чет жить как в раю, по­то­му что ме­сто, опре­де­лен­ное че­ло­ве­ку Бо­гом из­на­чаль­но – Рай, по­сто­ян­но вле­чет нас. Мы все пла­чем по раю, по утра­чен­но­му сча­стью, ищем рай на зем­ле и пы­та­ем­ся его по­стро­ить здесь. На­ша Цер­ковь в этот вос­крес­ный день вспо­ми­на­ет, как на­ши пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева не со­хра­ни­ли за­по­ве­ди Гос­под­ни, на­ру­ши­ли Бо­жию за­по­ведь, вку­си­ли от за­пре­щен­но­го пло­да, из чи­стых и без­греш­ных свя­тых ста­ли несчаст­ны­ми греш­ни­ка­ми. 


В этот вос­крес­ный день сим­во­лич­но Цер­ковь ста­вит нас пе­ред во­ро­та­ми рая, вос­по­ми­ная день, ко­гда Адам и Ева – пер­вые лю­ди, бы­ли из­гна­ны из са­да эдем­ско­го. По­те­ряв­шие рай, они по­зна­ли и уни­что­же­ние есте­ства че­ло­ве­че­ско­го, по­то­му что по­сле их гре­хо­па­де­ния все бы­ло на­ру­ше­но. Цер­ковь на­ша ста­вит нас как пе­ред две­ря­ми рая, чтобы мы по­ня­ли, что на­хо­дим­ся на зем­ле греш­ной, и не по­то­му что ее Бог та­кой со­здал, а по­то­му что че­ло­век ее та­кой сде­лал. Мы долж­ны не за­бы­вать, что мы не в Цар­стве Бо­жьем, а здесь, на зем­ле, где нет смыс­ла ждать ни свет­ло­го бу­ду­ще­го, ни рая – его здесь нет. И мы, как Адам, пла­чем по раю, по бла­жен­ству, по Цар­ству Небес­но­му, чтобы в этом со­сто­я­нии пла­ча вой­ти в Ве­ли­кий пост. Но как ска­за­но, преж­де, чем ты при­не­сешь дар свой к ал­та­рю, вспом­ни, нет ли то­го, кто то­бой оби­жен. Преж­де, чем оста­вить дар твой, иди и при­ми­рись с бра­том сво­им. То есть преж­де, чем при­не­сти Гос­по­ду на­ши по­дви­ги по­ста, мо­лит­вы, по­слу­ша­ния, ас­ке­зы мы долж­ны вспом­нить есть ли оби­жен­ные на­ми. То­гда на­до пой­ти и при­ми­рить­ся с ни­ми, и толь­ко по­том на­чи­нать Ве­ли­кий пост, чтобы пред­сто­ять бла­го­го­вей­но пе­ред Бо­гом с чи­стым серд­цем. 


По тра­ди­ции, в этот день мы все при­ми­ря­ем­ся и при­бли­жа­ем­ся очень близ­ко к да­ро­ван­ной Гос­по­дом бла­го­да­ти, ко­гда мно­же­ство свя­щен­ни­ков: мо­ло­дые и, убе­лен­ные се­ди­на­ми, — про­сят про­ще­ния, а мы – у них, и все вме­сте мы про­сим про­ще­ния у на­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста: «Гос­по­ди, оста­ви нам дол­ги на­ши, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком на­шим», в храмах зву­чат ве­ли­ко­пост­ные по­ка­ян­ные пес­но­пе­ния, и про­из­но­сит­ся древ­няя по­сто­вая мо­лит­ва Еф­ре­ма Си­ри­на: «Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го, дух празд­но­сти уны­ния, лю­бо­на­ча­лия, и празд­но­сло­вия не даждь ми. Дух же це­ло­муд­рия, сми­ре­но­муд­рия, тер­пе­ния, и люб­ве, да­руй ми ра­бу Тво­е­му. Ей Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь».


Ада­мо­во из­гна­ние, из­гна­ние из Рая, непо­сред­ствен­но от­но­сит­ся и к нам, и к на­шим очень род­ным лю­дям – Ада­му и Еве, имен­но их кровь те­чет в на­ших жи­лах. Каж­дый из нас име­ет их сво­и­ми пра­ро­ди­те­ля­ми. От них по­шел весь че­ло­ве­че­ский род, все на­ро­ды в ми­ре. В Раю, Эде­ме про­изо­шло па­де­ние пер­во­го че­ло­ве­ка, пер­вые лю­ди не про­сто ослу­ша­лись Бо­га, они, пусть опро­мет­чи­во, пусть не по­ду­мав, но из­бра­ли са­мый страш­ный путь, ко­то­рый толь­ко мож­но пред­ста­вить на этой зем­ле – про­тив­ле­ния во­ле Бо­жи­ей. Про­тив­ле­ние во­ле Бо­жи­ей невоз­мож­но! Про­тив­ле­ние во­ле Все­дер­жи­те­ля, все­мо­гу­ще­го Бо­га – это смерть. И вот на эту смерть об­рек­ли се­бя род­ные нам лю­ди, на­ши пред­ки, пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева.


В пес­но­пе­нии за все­нощ­ной по­ет­ся о том, как си­дел Адам на­про­тив рая и опла­ки­вал свое гре­хо­па­де­ние, опла­ки­вал уже за­поз­да­лы­ми сле­за­ми. Каж­дый из нас то­же имел нема­ло слу­ча­ев вслед за Ада­мом опла­кать свои ошиб­ки. Но, к сча­стью, мы ви­дим, как по ми­ло­сер­дию Сво­е­му Гос­подь и эти ошиб­ки пре­тво­ря­ет в на­ше спа­се­ние. И са­мые па­де­ния че­ло­ве­че­ские Гос­подь Бог ис­поль­зу­ет для по­ка­я­ния и из­ме­не­ния че­ло­ве­ка. Адам, ко­неч­но, пла­кал не толь­ко о се­бе са­мом, но и о мно­го­чис­лен­ном сво­ем потом­стве, сре­ди ко­то­рых и мы с ва­ми. Он ви­дел, на что об­рек сон­мы лю­дей, и что не все из них, да­же бла­го­да­ря крест­ной жерт­ве Гос­по­да Иису­са Хри­ста, бу­дут спа­се­ны.


Вот к этой древ­ней, и в то же вре­мя лич­ной, по­вто­ря­ю­щей­ся для каж­до­го из нас, в на­шей соб­ствен­ной судь­бе, ис­то­рии воз­вра­ща­ет нас Свя­тая Цер­ковь на­ка­нуне Ве­ли­ко­го по­ста. От этой точ­ки гре­хо­па­де­ния и из­гна­ния са­мих се­бя из Рая к на­ше­му об­ще­му пе­чаль­но­му, пад­ше­му со­сто­я­нию на­чи­на­ет­ся се­го­дня вхож­де­ние в пост и по­ка­я­ние.

(5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *