Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Помяни, Господи, души усопших раб Твоих
новопреставленных и преждеусопших,
и всех от сего мира отшедших в надежде Воскресения…


Дни поминовения усопших занимают особое место в церковной традиции. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. 


В 2018 году Вселенская родительская суббота выпадает на 10 февраля. В этот день во всех храмах России совершается Панихида, за которой происходит поминание всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. 


Вселенскую родительскую субботу называют «мясопустной», потому что воскресение, следующее за ней, именуют «Мясопустной неделей» — в этот день в последний раз разрешена мясная пища перед Великим постом. Называют воскресенье и Малой масленицей, как предшествующее масленичной неделе.


Мясопустная — первая родительская суббота в году, когда в православных храмах особо поминают умерших православных христиан. В церковном календаре всего семь родительских суббот — все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату. 


10 февраля 2018 года во Вселенскую родительскую субботу в храме Всех Сибирских Святых была отслужена Панихида. Её совершил настоятель храма иерей Игорь Кочкин.


После окончания панихиды настоятель обратился с пастырским словом к молящимся:

«Святая Церковь установила совершенно особые дни в память о всех от века усопших православных христиан, — сказал батюшка. — Но, кроме того, Святая Церковь установила практически каждую субботу совершать поминовение усопших. О чем говорит для каждого из нас? Это говорит о том, что, заканчивая некий период жизни, мы должны подумать о том, следующем, периоде нашего бытия. Любой взрослый человек должен думать о смысле своего земного бытия здесь. И поэтому Святая Церковь всегда напоминает нам, чтобы мы, молясь об упокоении душ своих родственников, близких, друзей, всегда думали и о самих себе. 


Душа человека — она бессмертна, она живет в той жизни, которую приготовила себе здесь. Но и Церковь – это не просто место, в которое можно прийти и пропеть молитвы в течение 2 или 3 часов. Церковь – это та сила, которая может вымолить людей из той греховной участи и дать им возможность приблизиться к Богу и уйти из места горького в места злачные и прохладные. Поэтому мы всегда должны вспомнить и помолиться о тех, кто нам близок и дорог, кто ушел из этой жизни, но не ушел из нашей души, кто оставил глубокий след в нас самих. И поэтому для нас эти родительские дни должны быть днями особой проникновенной молитвы о тех, кто уже ничего не может изменить, но кому мы можем помочь здесь на земле. А их молитвами, их предстательством перед Богом они могут нашу с вами жизнь исправить».

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.


Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной святая Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам святой Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.


Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.


В синаксаре на этот день написано “Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви”.


Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».


Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?


Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.


По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.


Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!


Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).


Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.


Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

(4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *