КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ?


Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы. Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни. 


Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день на Литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов — смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. 


Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. 


Затем следует Неделя Мясопусная, О Страшном суде. В этот воскресный день последний раз перед Великим Постом вкушается мясо. В неделю Мясопустную на Литургии читается Евангелие о Страшном Суде. В песнопениях этого дня и в Евангельском чтении указывается на необходимость милосердия к ближним, чтобы и нам сподобиться милости Божией на Страшном Суде. Господь, называя нуждающихся в нашей помощи и милосердии Своими братьями меньшими, говорит нам: «что вы сотворили одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворили…» (Мф.25:40). Святые отцы установили в этот день воспоминать Страшный Суд, чтобы устрашить ленивых и возбудить их к доброделанию, чтобы никто не оправдывал свою леность надеждой на милосердие Божие. Мысль о Страшном Суде – свет в душе, прогоняющий тьму страстей. Как говорит синаксарь Триоди (синаксáрь – это особое поучение, разъясняющее смысл дня или события, положенное после 6-й песни канона Утрени), в этот день полагается конец всех праздников, как и день Страшного Суда будет последним днем бытия мира. А в следующее воскресенье будет воспоминаться самое начало мира и падение Адамово


Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно (на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях) или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде. 


Вот и масляная неделя. Эту неделю именно так в народе называют. В церковном же календаре она обозначена как «сыропустная».


Неделя называется сыропусной, сырной
, поскольку после нее уже начинается строгий пост («сыропуст»- «сыра отпуст», прекращение вкушения сыра и молочной пищи). 


Последний воскресный день накануне Великого Поста именуется Неделей Сыропустной. Этот день – заговение на Великий пост, последний раз вкушается скоромная пища.


Дыхание грядущего поста, уже слышно не только в евангельских чтениях и церковных проповедях, но и в обиходе верующих. Задумывается народ православный, как в этом году поститься, как из чисто физических ограничений к ограничению собственного греха прийти. 
Нелегкие это раздумья.


Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.


Церковь напоминает нам в этот воскресный день накануне Великого Поста об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание.


В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье. Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния.


Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.


Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.


Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. Изгнание из Рая Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.


Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», — поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спросите совета у священника, «чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5).


Для некоторых пост — лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказа от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание — способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.


Доброго вам поста!

(7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *