Седмица 2-я по Пасхе. Поминовение усопших. Радоница.


25 апреля 2017 года, во вторник Фоминой недели, православные христиане отмечают в этом году Радоницу. Это первый день совершения панихид после Лазаревой субботы. 


Радоница — название это происходит от слова «радость» и указывает на радостную весть о Воскресении Христовом, с которой родственники приходят на могилы умерших. По слову апостола Павла, «если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет через Иисуса с Ним» (1 Фес. 4:14). То есть Воскресение Христово является залогом будущего воскресения всех умерших. Поэтому христиане, отпраздновав Светлую Пасхальную неделю в храмах и домах, спешат на могилы своих умерших родственников, чтобы в вере и уповании порадоваться вместе с ними тому, что смерти больше нет, что смерть – это только временная разлука. Таким образом, с 9-го дня по Пасхе по богослужебному Уставу вновь начинается поминовение усопших. От Пасхи до Радоницы в храмах заупокойная молитва не звучит, так как эти дни – пасхальные, сугубо праздничные.


В этот день в храме Всех Сибирских Святых совершил Божественную Литургию настоятель храма иерей Игорь Кочкин. После Божественной литургии была отслужена Пасхальная Панихида по всем от века усопшим православным христианам: праотцем, отцем, братиям и сестрам нашим, — и вознес молитвы об упокоении «всех от века скончавшихся православных христиан».


В своем пастырском слове настоятель прихода иерей Игорь Кочкин отметил, что поминовение православного христианина совершается молитвой, — это главное, что мы можем сделать для усопшего, который по сути не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Тем более не нуждается он в обильных поминальных застольях, которые зачастую организуются со спиртным. Но вечно живая душа почившего испытывает большую потребность в нашей молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога. Поэтому домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.


Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви, когда усопшего поминают на проскомидии, вынимая из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опускают в Чашу со Святыми Дарами.


На Радоницу верующие, по традиции, приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. 
Именно в этот день, а не на Пасху, как ошибочно считают некоторые, принято посещать кладбище: убирать могилки родных и читать литию об упокоении отошедших ко Господу. Именно сердечная молитва, учит Церковь (а не обильная трапеза и возлияния) – угодна Господу и способна благотворно повлиять на загробную участь тех, кто был нам дорог при жизни и остался таковым по своем отшествии в мир иной.

После совершения утреннего Богослужения настоятель храма Игорь Кочкин отправился в село Барлук Куйтунского района, где, по уже ежегодно сложившейся традиции, совершил Заупокойную Литию и Панихиду на сельском кладбище у могилы протоиерея Григория, невинноубиенного в апреле 1929 года в день «Светлого Христова Воскресения». Во время Богослужения к могиле, где совершалось Богослужение, подходили люди, приехавшие навестить своих усопших. 


По окончании Заупокойной Литии отец Игорь поздравил всех присутствующих с Пасхой Христовой и днем Радоницы, подчеркнув значение сегодняшнего дня для поминовения усопших и напомнил присутствующим на кладбище о правилах благочестивого поведения на кладбищах и о недопустимости распития на могилах спиртных напитков.

Радоница — 9-й день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.


Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.


Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко.


По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».


Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.


Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.


Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.


Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
 
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.


Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.


Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.


Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.


Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.


Как правильно поминать усопших

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.


Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.


По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.


Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.


Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.


Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).


После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.


В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.


Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.


Это дни:

1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *